С ошибкой "Не удалось установить доверительные отношения между этой рабочей станцией и основным доменом" время от времени приходится сталкиваться каждому системному администратору. Но не каждый понимает причины и механизмы процессов, приводящие к ее возникновению. Потому что без понимания смысла происходящих событий невозможно осмысленное администрирование, которое подменяется бездумным выполнением инструкций. Учетные записи компьютеров, также, как и учетные записи пользователей, являются участниками безопасности домена. Каждому участнику безопасности автоматически присваивается идентификатор безопасности (SID) на уровне которого осуществляется доступ к ресурсам домена.
Перед тем как предоставить учетной записи доступ к домену необходимо проверить ее подлинность. Каждый участник безопасности должен иметь свою учетную запись и пароль, учетная запись компьютера не исключение. При присоединении компьютера к Active Directory для него создается учетная запись типа "Компьютер" и устанавливается пароль. Доверие на этом уровне обеспечивается тем, что данная операция производится администратором домена или иным пользователем, имеющим для этого явные полномочия.
Впоследствии при каждом входе в домен компьютер устанавливает защищенный канал с контроллером домена и сообщает ему свои учетные данные. Таким образом между компьютером и доменом устанавливаются доверительные отношения и дальнейшее взаимодействие происходит согласно установленных администратором политик безопасности и прав доступа.
Пароль учетной записи компьютера действует 30 дней и впоследствии автоматически изменяется. При этом важно понимать, что смену пароля инициирует компьютер. Это происходит аналогично процессу смены пароля пользователя. Обнаружив, что текущий пароль просрочен, компьютер при очередном входе в домен его заменит. Поэтому, даже если вы не включали компьютер несколько месяцев, доверительные отношения в домене сохранятся, а пароль будет заменен при первом входе после длительного перерыва.
Доверительные отношения нарушаются в том случае, если компьютер пытается аутентифицироваться в домене с недействительным паролем. Как такое может произойти? Самый простой способ - это откатить состояние компьютера, например, штатной утилитой восстановления системы. Такой же эффект может быть достигнут при восстановлении из образа, снапшота (для виртуальных машин) и т.п.
Еще один вариант - это изменение учетной записи другим компьютером с таким же именем. Ситуация довольно редкая, но иногда случается, например, когда сотруднику поменяли ПК с сохранением имени, выведя из домена старый, а потом снова ввели его в домен забыв переименовать. В этом случае старый ПК при повторном вводе в домен сменит пароль ученой записи компьютера и новый ПК уже не сможет войти, так как не сможет установить доверительные отношения.
Какие действия следует предпринять, столкнувшись с данной ошибкой? Прежде всего установить причину нарушения доверительных отношений. Если это был откат, то кем, когда и каким образом он был произведен, если пароль был сменен другим компьютером, то опять-таки надо выяснить, когда и при каких обстоятельствах это произошло.
Простой пример: старый компьютер переименовали и отдали в другой отдел, после чего произошел сбой, и он автоматически откатился на последнюю контрольную точку. После чего данный ПК попытается аутентифицироваться в домене под старым именем и закономерно получит ошибку установления доверительных отношений. Правильными действиями в этом случае будет переименовать компьютер как он должен называться, создать новую контрольную точку и удалить старые.
И только убедившись, что нарушение доверительных отношений было вызвано объективно необходимыми действиями и именно для этого компьютера можно приступать к восстановлению доверия. Сделать это можно несколькими способами.
Пользователи и компьютеры Active Directory
Это самый простой, но не самый быстрый и удобный способ. Открываем на любом контроллере домена оснастку Пользователи и компьютеры Active Directory, находим необходимую учетную запись компьютера и, щелкнув правой кнопкой мыши, выбираем Переустановить учетную запись.
Затем входим на потерявшем доверительные отношения компьютере под локальным администратором и выводим машину из домена.
Затем вводим ее обратно, перезагрузку между этими двумя действиями можно пропустить. После повторного ввода в домен перезагружаемся и входим под доменной учетной записью. Пароль компьютера будет изменен при повторном включении компьютера в домен.
Недостаток этого способа, что машину требуется выводить из домена, а также необходимость двух (одной) перезагрузки.
Утилита Netdom
Данная утилита входит в состав Windows Server начиная с редакции 2008, на пользовательские ПК ее можно установить из состава пакета RSAT (Средства удаленного администрирования сервера). Для ее использования войдите на целевой системе локальным администратором и выполните команду:
Разберем опции команды:
- Server - имя любого доменного контроллера
- UserD - имя учетной записи администратора домена
- PasswordD - пароль администратора домена
После успешного выполнения команды перезагрузка не требуется, просто выйдите из локальной ученой записи и войдите в доменный аккаунт.
Командлет PowerShell 3.0
В отличие от утилиты Netdom, PowerShell 3.0 входит в состав системы начиная с Windows 8 / Server 2012, для более старых систем его можно установить вручную, поддерживаются Windows 7, Server 2008 и Server 2008 R2. В качестве зависимости требуется Net Framework не ниже 4.0.
Точно также войдите на системе, для которой нужно восстановить доверительные отношения, локальным администратором, запустите консоль PowerShell и выполните команду:
где:
- Server - имя любого контроллера домена
- Credential - имя домена / учетной записи администратора домена
При выполнении этой команды появится окно авторизации в котором вы должны будете ввести пароль для указанной вами учетной записи администратора домена.
Командлет не выводит никаких сообщений при удачном завершении, поэтому просто смените учетную запись, перезагрузка не требуется.
Как видим, восстановить доверительные отношения в домене довольно просто, главное - правильно установить причину возникн