четверг, 18 апреля 2019 г.

Электронные больничные листы

В последнее время в СМИ и социальных сетях активно обсуждается внедрение так называемых «электронных больничных листов». Это нововведение часто преподносится как существенный шаг вперед в части сокращения бумажного документооборота и создания благ для граждан и работодателей. Но с точки зрения медицинских организаций и врачей все это выглядит не таким уж и радужным. А про разработчиков МИС, которых фактически вынуждают делать двойную работу за свой счет, и говорить не приходится.

Вначале посмотрим на ситуацию с законодательной точки зрения.
Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ предусмотрено введение с 1 июля 2017 года электронных листков нетрудоспособности (больничных). Для этого с 1 июня 2017 г. Фонд социального страхования (ФСС) Российской федерации запустил электронные сервисы личных кабинетов страхователя и застрахованного лица (http://cabinets.fss.ru/ ). Данные сервисы разрабатывались и обкатывались в 6 региональных пилотных проектах с 2014. Согласно вступившему в силу ФЗ медучреждения могут выдавать их наравне с привычными бумажными бланками. Пока медицинские организации не обязаны переходить на электронные больничные – с юридической точки зрения этот процесс прописан как добровольная организационная мера.
Уже сейчас нововведение действует в 700 больницах и поликлиниках, работающих в Единой интегрированной информационной системе (ЕИИС). Ожидается, что остальные 12 тысяч медучреждений подключатся к программе до конца 2017 года. Бумажные листки нетрудоспособности пока не отменены, но в ближайшие годы правительство планирует полностью перенести оформление больничного в электронный формат.
Считается, что нововведение приведет прежде всего к сокращению бумажной волокиты. Данная система позволит гражданам и работодателям упростить документооборот в компании и избавит от бумажных архивов. Работодатель сможет отследить сроки больничных листов, исключить риск ошибок при заполнении бланков (цвет чернил и размер букв теперь не имеют значения, а опечатку можно легко исправить в системе) и ускорить взаимодействие с ФСС — документ на бумажном носителе можно не отправлять. Ужесточается порядок выплат: закон оговаривает сроки расчета с сотрудником, — их соблюдение можно проверить через систему ФСС. Другими словами, во взаимодействии ФСС-работодатель реализованы «вкусности», главным бенефициаром которых конечно является ФСС.
Для пациентов с введением электронного больничного кардинально ничего не изменится. Они так же приходят на первичный прием, но в некоторых публикациях в СМИ говорится о том, что при закрытии им не придется стоять в очереди за печатями для бланка, — подтвержденные данные сразу отправляют работодателю. Какой больничный брать — бумажный или электронный, — решает пациент, но, если компания не зарегистрирована в системе, врач физически не сможет открыть цифровой вариант документа.
Некоторые смельчаки заявляют даже, что и для врачей это нововведение даст позитивный результат. Например, это утверждает вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова, по словам которой «…электронная форма экономит время пациентов и медиков». Или другой пример – по словам одной из сотрудниц ФСС, «…снизится вероятность возникновения ошибок при заполнении больничного. И, наконец, уменьшатся расходы на изготовление бумажных бланков». На наш взгляд, это говорят люди, достаточно далекие от реального знания ситуации в медицинской организации. На самом деле, в той реализации, что предлагается сейчас - эти изменения ничего хорошего не создают.
Для пояснения этого мнения рассмотрим действующую реализацию с практической точки зрения. Сейчас все организовано следующим образом: в случае, если работодатель зарегистрирован в ЕИИС ФСС и пациент согласен на выписку больничного листка в электронном виде, лечащий врач должен сформировать цифровой больничный в специальной программе, разработанной и свободно распространяемой ФСС (скачать можно тут: http://cabinets.fss.ru/eln.html)

При этом на каждый случай нетрудоспособности!!! обязательно нужно оформить письменное согласие пациента на создание электронного документа (к разговору об экономии бумаги и безбумажных технологиях).

Для того, чтобы подделать электронный больничный было невозможно, он передается в зашифрованном виде и заверяется усиленной электронной подписью (ЭП) врача, которая бесплатно и централизовано вроде как не предоставляется. Вопрос о ее покупке медицинская организация должна решать самостоятельно. Стоимость ЭП в год составляет порядка 1 тыс. руб., например - 
https://www.garantexpress.ru/services/electronic_signature/elektronnaya-podpis-dlya-vracha/. Кроме затрат на ЭП, между МО и ЕИИС ФСС должен быть организован канал связи через Интернет, что есть не всегда. Более того, в ряде регионов открытый доступ в Интернет с рабочего места врача вообще запрещен из соображений безопасности. Поэтому настройка такого канала связи вполне вероятно может потребовать организационных и может быть даже технических и финансовых затрат на реализацию.

Далее. Из этой программы документ через ЕИИС ФСС автоматически передается работодателю. После закрытия работнику выдается номер оформленного больничного для бухгалтерии, по которому компания и ФСС смогут получить через электронную систему все расчетные данные для выплат. Работодатель видит в базе название медучреждения, дни болезни, номер и дату выдачи листа, однако диагноз работника остается для него закрытым. Условная схема работы представлена на рисунке ниже.
Чтобы перейти на электронные больничные, работодателю нужно прийти в филиал ФСС и подписать соглашение об информационном взаимодействии. В личном кабинете на сайте ФСС бухгалтер увидит все открытые больничные листы сотрудников компании и заполнит свою часть бланка (как в бумажном варианте). Если интересны детали, то по адресу http://buhguru.com/fss/yelektronnyy-bolnichnyy-list.html этот процесс расписан более подробно.
Так или примерно так электронные больничные преподносятся в СМИ и целой PR-компании, развернутой вокруг них. Теперь посмотрим на эти же самые процессы глазами самого обычного врача и его медицинской организации.
Во-первых, начнем с того, что МО и врач работают в системе здравоохранения, а не в ФСС. И в первую очередь в своей работе они руководствуются ведомственными нормативно-правовыми актами (НПА). В части больничных листков они руководствуются действующим 
Приказом Минздрава от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности», которым определен порядок выдачи листков нетрудоспособности. Этот приказ однозначно определяет необходимость выдачи бумажного листка нетрудоспособности на бланке, при этом бланк листка нетрудоспособности является защищенной полиграфической продукцией со степенью защиты уровня "В". Никаких изменений или дополнений, связанных с переходом на электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН) в данный приказ не вносилось, а значит – врач обязан выдать бумажный больничный.
Во-вторых, в настоящее время в большинстве регионов и МО внедрены различные медицинские информационные системы (МИС), с помощью которых врачи оформляют больничные листки. Эти МИС являются частью ЕГИСЗ – ведомственной государственной информационной системы самого Минздрава, которая недавно получила юридически значимый статус благодаря принятию Федерального закона от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», 
http://www.kmis.ru/site.nsf/apages/fz323_07.htm.
С помощью уже не первый год существующих МИС врачи вносят сведения о случае нетрудоспособности и затем вставляют заготовленный типографским способом бланк в принтер, с помощью которое нужные сведения в нужные ячейки этого бланка просто «впечатываются». Ручное заполнение больничных листков является скорее анахронизмом, хотя и применяется в ряде случаев до сих пор. При этом, как правило, в МИС врачу нужно внести лишь основную информацию о нетрудоспособности, все остальные данные – такие как ФИО пациента, диагноз и ряд других полей уже имеются в БД МИС. Такой подход, который уже не первый год внедрен в стране, и так позволяет сократить затраты на оформление бумажных больничных листов. Более того, все современные МИС снабжены функциями элементарного форматно-логического контроля (ФЛК), которые позволяют не допускать рутинных ошибок при оформлении этого документа. Во многих применяемых системах давно реализованы функции централизованной выписки больничных листков, которые решают проблему ожидания пациента на выдачу документа на руки. Внесенные сведения повторно используются МИС при автоматическом заполнении других медицинских документов, например, справок, выписных эпикризов или направлений в другие медицинские организации. На основании внесенных врачом данных МИС автоматически формирует «Книгу регистрации листков нетрудоспособности». Ну и напоследок не забудем, что внесенные врачом данные используются еще и для формирования соответствующей ведомственной статистической отчетности, например, «Формы №16-ВН. Сведения о причинах временной нетрудоспособности», утвержденной Приказом Росстата от 25.12.2014 N 723 (ред. от 30.12.2015) «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения» и множества других статистических форм. Таким образом, электронное ведение больничных листков по сути в нашей стране уже было давно разработано и там, где хотели – внедрено. Но при этом не нарушало до сих пор ни одного принятого НПА. Пусть не повсеместно, но зато уже в рабочем и в целом доведенном до ума виде. И от врача, оформляющего бумажный больничный, требуется только внести минимум данных. Зато потом эти данные многократно используются другими модулями МИС.

А что будет сейчас, если врача очень сильно попросят выписать электронный больничный листок по новому-вишневому? В дополнение к работе с МИС, которую никто отменять не собирается, врач теперь должен будет оформить бумажное согласие пациента в письменной форме (да-да, мы боремся с бумажной волокитой и внедряем электронный сервис с новой обязательной бумажкой, которой раньше не требовалось) и плюс заново занести те же самые данные в другую программу. Оба варианта никак не подходят под лозунг улучшения условий работы медицинского персонала или сокращения трудозатрат на оформление больничных листов. Видимо, такую цель на самом деле никто и не ставил. Скорее речь надо вести о дополнительной нагрузке на врача и затратах на медицинскую организацию, причем не в интересах этого врача или МО, а в интересах ФСС.

Но на самом деле, ситуация тут не просто в дополнительном неудобстве для врача, чьи беды похоже в ФСС мало кого интересуют. Тут все покруче будет. Напомним, что еще в 2011 г. Минздравом издан приказ 364 «Об утверждении Концепции создания ЕГИСЗ», одним из базовых принципов которой прописано, цитирую «…однократный ввод и многократное использование первичной информации (полученной от медицинского (фармацевтического) работника, гражданина, должностного лица)...». По сути, внедряемая сейчас схема выписки больничных листов является прямым нарушением этого действующего приказа. Добавим сюда как минимум несоответствие еще и в Приказе N 624н. Дополнительно приведем еще один интересный факт: программа ФСС заставляет врачей при выписке больничного листка использовать справочник должностей, и близко не соответствующий «Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников», утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1183н, размещенной на федеральном портале нормативно-справочной информации 
http://nsi.rosminzdrav.ru. Ну и уж совсем занудная мелочь, но все-же – в приказе Минздрава №624н используется термин «листок нетрудоспособности», в программе ФСС – «лист нетрудоспособности». Ну хотя бы в этом можно было бы соблюсти термины и определения Минздрава, не правда ли?

Таким образом, мы имеем не просто законодательно закрепленную дополнительную нагрузку на врачей, но и еще и игнорирование уже действующих на момент подготовки и утверждения 86-ФЗ нормативных документов Минздрава и работающих сервисов ЕГИСЗ.

Более того, даже исполнение действующего нормативного акта, на который все ссылаются - ФЗ от 1 мая 2017 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"» - не обеспечено в полном объеме. Изменения, внесенные данным ФЗ, говорят, что:
o   можно выдавать листки нетрудоспособности на бумажном носителе или в виде электронного документа (с большим количеством «если», описанных выше)
o   форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности (бумажных и электронных) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения – т.е. Минздравом. Напомню, что в действующий «Порядок выдачи ЛН» никакие изменения не вносились и там нет ни слова об электронных больничных
o   Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных МСЭ в части работы с ЭЛН утверждается Правительством Российской Федерации – и этот порядок до сих пор не разработан, что приравнивает все предлагаемые к использованию сервисы к ведомственной отсебятине...


Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, когда одно ведомство (ФСС) в своих интересах и на своих условиях принуждает других участников информационного взаимодействия другого ведомства (Минздрав) выполнять действия, усложняющие и без того непростые условия труда и к тому же еще и вступающие в конфликт с утвержденными юридически значимыми приказами, положениями и информационными системами вместе взятыми.

Резонно возникает вопрос о том, зачем нужно было потратить 3 года и провести 6 пилотных проектов, чтобы либо проигнорировать все эти проблемы, либо не удосужится выяснить их вообще?! Ну очень интересно было бы знать.

Вообщем, как говорил хороши известный товарищ Черномырдин «Никогда такого не было и вдруг опять»

Представляется, что все-таки нормальной и разумной реализацией было бы не заставлять врачей работать с дополнительным ПО, а интегрировать 2 ведомственные системы – ЕГИСЗ и ЕИИС ФСС. Например, через федеральный сервис «Интегрированной электронной медицинской карты» (ИЭМК), в которую МИС выгружали бы дополнительно к уже реализованным СЭМДам еще один – сведения о временной нетрудоспособности, которые затем уже автоматически и по единому защищенному каналу связи на федеральном уровне поступали в соответствующую ИС ФСС и далее были доступны ФСС и работодателям в том виде, как это реализовано сейчас.

Мы питаем надежду, что может быть со временем примерно такая реализация и будет обеспечена. А сейчас единственной возможностью избавить врачей от хотя бы двойного ввода является интеграция всех применяемых МИС (а их в стране не один десяток создан и внедрен!) с ЕИИС ФСС. Для этого на сайте ФСС по адресу 
http://cabinets.fss.ru/eln.htmlопубликована техническая документация, описывающая подключение к сервису, имеется тестовая и промышленная среда. Скорее всего, затраты на такие работы понесут традиционно МО и разработчики МИС – но, видимо, на этот праздник жизни мы повлиять уже не в силах.
Источник: http://www.kmis.ru/blog/elektronnye-bolnichnye-listy-ne-vse-tak-khorosho-kak-khotelos-by

Комментариев нет:

Отправить комментарий